Сказки


Сказки

СКА́ЗКИ — этим родовым понятием определяется множество текстов фольклорной прозы, обладающих общими признаками. Нарочитый вымысел, обусловливающий всю поэтику рассказов, их установка на необычайность, на очевидное неправдоподобие повествования — гл. признак, отличающий С. от преданий. Типовые различия в характере и природе необычайности, в сюжетике, составе персонажей, в особенностях поэтики порождают жанровую дифференциацию С. В волшебных (фантастич.) С. преобладает чудесное: фантастич. миры (зол., серебр. и медное царства, тридевятое гос-во), фантастич. персонажи (Змей, Кощей, Финист — Ясный Сокол, Баба-Яга, Объедало, Опивало, Морозко, Жар-птица, Сивка-Бурка), волшебные предметы (живая и мертвая вода, молодильные яблоки, чудесные деревья), необычайные действия (превращения, оживление, фантастич. преодоление пространства).

Принадлежность к волшеб. С. определяется в первую очередь по структурным признакам — единству композиции, последовательности повторяющихся типовых действий (функции), к-рые получают конкретное воплощение в наборе типовых же сюжетов и составляющих их мотивов. Волшеб. С. свойственны также специфич. стиль, манера повествования, наличие больш. числа формул для передачи типовых ситуаций, состояний, действий. Историч. основу волшеб. С. с их сюжетами, мотивами, образами, структурой составляют древнейшие обряды и мифы, сам же жанр сложился в процессе десакрализации и худож. переосмысления обрядово-миф. источников.

Новеллистич. (бытовые) С. лишены существенных примет сверхъестественного; обстановка, действия, персонажи их отчетливо соотносятся с бытовой действительностью разных эпох, с социальными сторонами жизни об-ва, но при этом обнаруживают свою необычайность: описываемое в новеллистич. С. невозможно с т. зр. обыден. сознания и реальности. Редкие мотивы сверхъестественного выступают здесь в смешном, пародийном виде ("Баба и черт", "Диво"). Наиб. популярные циклы новеллистич. С. — о мудрых девушках, об испытании жен, о ловких и удачливых отгадчиках, о ловких ворах, о разбойниках, о хозяине и работнике, о барине и мужике, о попах, о глупцах, о злых женах.

В С. о животных персонажами выступают звери и птицы ("Волк-дурень", "Лиса и журавль", "Лиса-исповедница", "Кот, петухи лиса", "За скалочку — гусочку", "Старый хлеб-соль забывается"). Невероятность рассказываемого здесь очевидна. Герои-животные, хотя иногда наделены реальными природ. качествами, выступают услов. персонажами. В ситуациях и конфликтах С. отразились социальные отношения людей, жизнь с ее страстями и типовыми коллизиями, борьбой добра и зла, дружбы и коварства, жадности и благородства. Иногда выделяют также С. кумулятивные, композиция к-рых основывается на многократном, все нарастающем повторении одних и тех же действий с обрывом в финале или обратным расплетением ("Репка", "Нет козы с орехами", "Колобок", "Звери в яме").

Запись и публикация рус. С. были начаты еще в 18 в., но особый размах и строго науч. характер эта работа получила на рубеже 19—20 вв. К настоящему времени накоплен и опубл. огромный по объему и ценный по качеству фонд текстов, отражающий весь сюжетный состав рус. сказоч. традиции в разнообразии ее регион. версий и в вариантах, принадлежащих мн. выдающимся мастерам-сказочникам. Рус. С. являются частью мирового сказочного фонда, к-рый характеризуется принцип. общностью, охватывающей все основные особенности С. Общность С. в типологии сюжетов, мотивов и образов получила фиксацию в междунар. и нац. указателях сюжетов, позволяющих сопоставлять С. разных нац. традиций. Объяснение междунар. общности С. межэтнич. контактами, миграцией сюжетов, влиянием лит-ры справедливо лишь отчасти. Гл., видимо, является единство закономерностей возникновения и развития фолькл. культуры человечества и С. как одного из ее разделов.

С. принадлежит к вершинам достижения фолькл. (бессознательного и безличного) худож. творчества. В этом своем качестве рус. С. оказали значит. влияние на лит-ру, отразились в живописи, профессиональной музыке, в театре и кино.

Лит.: Пропп В. Я. Русская сказка. Л., 1984; Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославян. сказка / Сост. Л. Г. Бараг, И. И. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л., 1979.

Иллюстрация к сказке «Жар-птица». Худ. И. Я. Билибин

Иллюстрация к сказке «Жар-птица». Худ. И. Я. Билибин

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "Сказки" в других словарях:

  • сказки — см. вымысел Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. сказки сущ., кол во синонимов: 13 • …   Словарь синонимов

  • СКАЗКИ — документы делопроизводства, записи устных показаний несудебного характера (отчёты должностных лиц, сообщения купцов о торгах и т. п.) в государственных учреждениях России 17 18 вв. В 18 в. появляются ревизские сказки. Источник: Энциклопедия Отеч …   Русская история

  • Сказки — (литер. и этногр.) словесные произведения повествовательногохарактера, почти исключительно прозаические, созданные иногда в видахразвлечения, иногда с целью дидактической, но большею частью без всякойцели, как естественное выражение словесной или …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • СКАЗКИ — документы делопроизводства, записи устных показаний в учреждениях России 17 18 вв …   Большой Энциклопедический словарь

  • СКАЗКИ — «СКАЗКИ», документы делопроизводства, записи устных показаний в учреждениях России 17 18 вв …   Энциклопедический словарь

  • сказки! — См …   Словарь синонимов

  • Сказки — вид делопроизводственной документации в России в XVII XVIII вв., записи в учреждениях устных показаний несудебного характера (в отличие от «распросных речей») отчетов должностных лиц о выполнении отдельных служебных поручений, заключений… …   Энциклопедия права

  • Сказки — мукаси банаси , что буквально означает рассказы старины . На протяжении веков в каждой области, городе, местечке или деревне формировалось свое собственное представление о сказке, ее сюжете и персонажах. Сказки каждой префектуры Японии это… …   Вся Япония

  • сказки — группа жанров народной эпической прозы. Основное отличие сказок от других прозаических жанров – отношение носителей традиции к описанным в них событиям как к вымыслу: «сказка – складка, песня – быль». Сказки имеют развлекательный, увеселительный… …   Литературная энциклопедия

  • "СКАЗКИ" — разновидность делопроизводств. документации в России 17 18 вв. С. представляют собой записи в учреждениях устных показаний несудебного характера (в отличие от распросных речей ) отчетов должностных лиц о выполнении отд. служебных поручений,… …   Советская историческая энциклопедия

  • СКАЗКИ — En.: Tales 1. Слушая детскую сказку, дети и взрослые переносятся в мир воображения. При сознательном или бессознательном соучастии пациента это может стать началом подлинной гипнотической индукции (см. истории). «Терапевтические достоинства… …   Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

Книги

Другие книги по запросу «Сказки» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.